Церковь Санта Кроче знаменита не только потому, что признана самой крупной францисканской церковью в мире. Особым вниманием и популярностью у туристов она пользуется благодаря невероятной красоте интерьеров, созданных знаменитыми художниками прошлого. А также как погребальный памятник времен ренессанса. Именно здесь под мраморными плитами покоятся в саркофагах величайшие представители рода человеческого.

Церковь Святого Креста

Именно так переводится Basilica di Santa Croce. Выбор названия прост — по форме это сооружение напоминает крест. Своим появлением эта католическая святыня обязана самому Франциску Ассизскому. По преданию, церковь воздвигнута на месте скромной часовни, собственноручно построенной почитаемым святым. Зная о его мировоззрении, можно легко догадаться, что адепты создали строение, в сотни раз превосходящее прототип по красоте и богатству.

Святой Франциск тем и знаменит, что возвел бедность, аскетизм в светлый, даже радостный идеал. Осознанно отказавшись от материальных благ, он поменял обеспеченность и комфорт на путь миссионера, несущего людям идеи покаяния, мира и братства. Следуя примеру Христа, видел свое предназначение в сострадании и служении людям.

В 1228 году, через 2 года после смерти, Франциск Ассизский был канонизирован. В 1294 году на месте скромной часовни, на небольшой площади началось строительство великолепного храма. Его «отцом» считают знаменитого архитектора Арнольфо ди Камбио. На тот период он был capomaestro – руководителем строительства самых крупных объектов во Флоренции, в частности, Кафедрального собора.

Проект Санта Кроче предвосхитил архитектурные достижения эпохи Ренессанса. Его строгие, и в то же время пластичные, выразительные формы в буквальном смысле радуют глаз. Гармоничность – вот что завораживает уже при первом взгляде на это прекрасное сооружение. Хотя главный фасад церкви полностью декорирован лишь в XIX веке. Тогда же была сооружена и колокольня высотой 80 метров.

Постоянным переменам подвергалось внутренне убранство. Были и очень печальные изменения. Например, в 16 веке великолепные фрески на стенах были просто забелены: дело в том, что тогда во Флоренции свирепствовала чума, и церковные помещения использовали, как больничные. Каково же было изумление, радость реставраторов, обнаруживших под слоями извести знаменитые фрески Джотто!

В финансировании проекта строительства приняли участие самые знаменитые состоятельные семейные кланы Флоренции: след в истории, заслуживающий уважения.

Внутреннее убранство

Церковь Санта Кроче является эталоном готического стиля. Внутренне устройство – 3 роскошных нефа, разделенных мощными колоннами. В свою очередь, колоннада украшена соединяющими арками. И все это декорировано великолепными архитектурными элементами. Такими как архивольты – эффектное оформление арочных дуг; лизены – плоские выступы на стенах; пилястры – изящные полуколонны.

Длина основного нефа 115 метров. Стрельчатые арки свободно пропускают свет сквозь витражные окна, что усиливает ощущение простора и величия. Высокий алтарь венчает знаменитое распятие Чимабуэ. После безжалостного наводнения 1966 года оно считается символом возрождения пострадавшей Флоренции. Также алтарь украшен уникальным полиптихом Мадонна со Святыми. В ризнице храма потрясают воображение фрески «Вознесение», «Воскресение», «Распятие», «Восхождение на Голгофу».

Во Флоренции чтят святого Франциска. Его изображения, скульптурные жизнеописания можно найти во многих базиликах города. Но именно в Санта Кроче находится самый красивый барельеф, на котором изображены сцены из жизни великого святого.

В оформлении 16 часовен церкви Святого Креста оставили свой исторический след знаменитые флорентийские семейства Барончелли, Перуцци, Альберти и другие. Декорирование фресками, скульптурами стало возможным благодаря их благородному участию.

Богатый купец Андреа Пацци тоже остался в памяти потомков. Благодаря ему на территории собора появилась уникальная Капелла Пацци. В 1423 году внутренняя площадь базилики пострадала от пожара. Впоследствии на этой территории была сооружена непревзойденная по стилевому и пространственному решению Капелла Пацци. Традиционные арки, колонны, пилястры использованы в декоре капеллы настолько виртуозно, что создают ощущение абсолютной естественности.

Исключительность собора состоит и в том, что он является своеобразной усыпальницей для многих великих людей. Здесь под мраморными плитами находится прах Микеланджело, а рядом – памятник, состоящий из аллегорических фигур Архитектуры, Живописи, Скульптуры.

Скорбные фигуры украшают памятник у саркофага Галилео Галилея. Не уступают в печальной монументальности скульптурные группы у мест захоронения Николо Макиавелли, Джоаккино Россини. Невольный трепет охватывает каждого, находящегося рядом с этими величественными саркофагами.

Главный ориентир Флоренции

Площадь Санта Кроче расположена прямо в «сердце» Флоренции. Как все дороги Италии ведут в Рим, все дороги Флоренции – на знаменитую площадь. Испокон веков здесь проходит оживленная жизнь города. В прежние времена – ярмарки, турниры. Сейчас – костюмированные спектакли, которыми так гордятся жители. На площади Санта Кроче в соответствии с веяниями времени туристы могут посетить множество ресторанов, кафе, ночных клубов, дискотек. Необычный колорит придает площади брусчатка и старинные здания, расположенные по периметру. Но самое необыкновенное зрелище, открывающееся тем, кто пришел на площадь – потрясающей красоты базилика Санта Кроче с ее Капеллой Пацци и богатейшим внутренним убранством.