Площадь Дуомо – это сердце Флоренции. И не только потому, что находится в месте исторической колыбели города. В ней воплотилось все лучшее, на что способны были великие мастера прошлого. Причем каждый новый век привносил свои изумительные детали.

Впервые приезжая во Флоренцию, неискушенные туристы предполагают увидеть на улицах море цветов, зелени. Этимология слова «флора» делает это очевидным. Когда оказывается, что буйство роскоши и цвета рождено богатством оттенков мрамора, — это вызывает восторг. Прекрасные соборы, дворцы, колокольни и здания украшены разноцветьем драгоценного минерала, утонченными орнаментами и изящной лепниной. Флоренция в этом отношении настоящая сокровищница Италии!

Самым прекрасным сооружением, бриллиантом в короне города называют кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Расположенный на Пьяцца Дуомо, он стал главным туристическим ориентиром, одноименным площади. Расположенная рядом колокольня — кампанила Джотто и находящийся напротив Баптистерий Сан Джованни составляют единый ансамбль, подчеркивающий исключительность Флоренции. Этот шедевр готики полностью включен в список ЮНЕСКО.

Цветок Святой Марии

Так переводится с итальянского название Домского собора. Его строительство началось в 1296 году. Это было время укрепления и расцвета Флорентийской республики. Экономический, демографический взлет придавали флорентийцам силы, уверенности и самомнения. Их кафедральный собор должен быть самым огромным, прекрасным, богатым! Купола и колокольни – самыми высокими!

Арнольфо ди Камбио стал первым творцом грандиознейшего проекта. Именно он придумал и осуществил идею трехнефного пространства с боковыми трансептами. В целом здание собора напоминает латинский крест. Такая архитектура использовалась позже и в других городах. Но размеры в те времена не смог превзойти никто. 150 метров длина, почти 100 метров ширина уникального сооружения. Самый большой в мире купол венчает собор и возвышается над всей Флоренцией. Его диаметр составляет 43 метра, вес – 40 тысяч тонн. Это единственный в Европе купол из кирпичей. Их насчитывается больше 40 миллионов. Создатель шедевра, чье имя осталось в веках, — Филиппо Брунеллески.

Кафедральный собор Флоренции, так же, как колокольня Джотто и вся площадь Дуомо, строились постепенно. Шесть архитекторов передавали друг другу эстафету творчества. После смерти в 1302 году ди Камбио почти на 30 лет строительство замерло. А когда его продолжил Джотто, вдохновение мастера устремилось к другому объекту – колокольне (кампаниле). Барельефы нижнего яруса кампанилы роскошны! Но от проекта Джотто кроме них ничего не осталось. Верхние ярусы возводились другими архитекторами – Франческо Таленти и Андреа Пизано. Колокольня все же носит имя Джотто. Кстати, останки великих мастеров Брунеллески и Джотто покоятся в крипте кафедрального собора.

А потом свирепствовала чума и было не до созидания. Черные полосы сменялись белыми, смерть – новой жизнью. В 1436 году собор был освящен. Хотя фасада в современном его виде еще не было. Лишь в XIX веке появилось прекрасное «лицо» собора Дуомо. Эмилио де Фабрис – имя человека, оставившего столь достойный след в истории. Белый, зеленый, красноватый мрамор – почти цвета итальянского флага. И еще целый букет оттенков представлен в мраморе, украшающем фасад. В верхней его части – статуя Девы Марии с младенцем, рядом с обеих сторон – скульптурные изображения святых. Утонченная отделка стен словно ажурным орнаментом покрывает величественное здание.

Удивительный контраст

Невероятно роскошным фасадом собора можно любоваться часами, обходя его по площади. Но интерьер вначале обескураживает входящих. Воздержанный, строгий, даже аскетичный на первый взгляд, он потрясает своей огромностью. 30 тысяч человек могут одновременно находиться под его сводами! Но, знакомясь с интерьерами внутренних помещений, туристы понимают, что для них представилась возможность увидеть настоящие шедевры. Фрески XVI века, изображающие сцены Страшного суда, многоцветные витражи и мозаики, барельефы, картины, скульптуры особенно воздействуют на экскурсантов в то время, когда в залах собора звучит прекрасная органная музыка. Чувства благоговения и восторга невольно возникают в душе многих, находящихся в храме.

С 1443 года исправно показывают время часы, сделанные руками Паоло Уччелло. Они запомнятся не только своей красотой, но и необычностью. Циферблат разбит на 24 часа, и стрелки движутся в обратном направлении. Боковые стены нефов украшают фамильные гербы многих знаменитых династий меценатов и покровителей искусства. Приятно, что среди них есть герб, принадлежащий знаменитому семейству Демидовых.

С площадью Дуомо, собором Манта-Мария-дель-Фьоре связано много событий и имен. Здесь читал свои вдохновенные проповеди бессребреник и идеалист Савонарола. Эти прекрасные своды потрясали предсмертные крики Джулиано Медичи, убитого во время пасхального богослужения. Этих стен касались руки людей, чьи имена произносятся с восторгом и преклонением.

Часть единого ансамбля — кампанила Джотто не уступает в богатстве отделки. Скульптуры, барельефы, инкрустации выполнены из редкого по красоте полихромного мрамора: белого, зеленого, красного. Тех туристов, которые не побоятся преодолеть 414 ступеней, ведущих к колокольне, ждет невероятный по красоте и величию вид, открывающийся на площадь Дуомо и всю Флоренцию. Терракотовые крыши на фоне голубого неба и зеленые холмы на горизонте – уникальное зрелище! Стационарные бинокли, установленные на галерее башни, дают такую возможность.

Лишь четыре года до своей смерти Джотто смог посвятить любимому детищу – кампанеле. Эстафету принял Андреа Пизано, после него – Франческо Таленти. Великолепное декорирование колокольни выполнено в мастерской Луки дела Робиа. Этот скульптор признан одним из гениев эпохи Кватроченто. Колокол здесь тоже есть. Но выполняет лишь декоративную функцию.

Самое древнее сооружение Флоренции

Раритет площади Дуомо – здание Баптистерия. В его стенах до XIX века крестили новорожденных флорентийцев. И таких знаменитых, как Медичи, Данте в том числе. Строгий восьмигранный периметр украшен тремя парами ворот. Каждые из них представляют огромную художественную ценность. Южные двери созданы Андреем Пизано, северные – Лоренцо Гиберти. Самые прекрасные – позолоченные бронзовые двери, выходящие на восток. Они тоже являются плодом творчества молодого на тот момент флорентийского скульптора Гиберти. Их созданию предшествовал строгий конкурс, где проект Лоренцо был признан лучшим.

В этом произведении впервые были учтены законы перспективы. Также молодой мастер использовал новаторские приемы группировки художественных объектов. Сумел в сложном объеме фрагментов передать глубину и сложность человеческих взаимоотношений. Свое имя уникальные ворота получили спустя 50 лет. Их увидел и оценил сам Микеланджело. «Врата Рая» — так назвал их великий мастер.

Правда, сейчас гости Флоренции и посетители площади любуются точными копиями выдающегося произведения. Оригиналы золоченых панелей хранятся в музее Дуомо. В Санкт-Петербурге тоже есть аналогичная копия. Она украшает северный вход Казанского собора.