В этой статье представлен короткий путеводитель по Флоренции, по тем местам, которые просто необходимо посетить, чтобы понять все величие итальянской культуры и народных традиций Тосканы.

Короткая история города

Первые поселения города были образованы еще в XI веке до н. э., но большую значимость город приобрел во времена этрусков, использовав его стратегическое расположение – на горе возле речки Арно. Имя город Флоренция получил не от латинского название цветка «fiore», как это думают многие, а от названия цветущей и плодородной долины, по-латыни – fiorentes.

Символ Флоренции «Лилия» была придумана через много веков после его возникновения всесильной семьей Медичи – властелинов Тосканы. В те далекие времена каждый правитель на своем гербе изображал то, что было связано непосредственно с ним. На гербе Медичи — золотой щит с пятью красными шарами и одним синим с тремя золотыми лилиями в центре в верхней части, указывалось, что семья имеет отношение к медицине и занимается производством таблеток.

Властелинами города Медичи становятся в XV веке, благодаря им начинается эпоха Возрождения сначала в Тоскане, а затем и по всей Италии. Во Флоренцию приглашаются самые талантливые на то время артисты, художники, ученые, философы и поэты: Микеланджело, Галилео Галилей, Боттичелли, Караваджо, Леонардо да Винчи, Макиавелли, Рафаэлло, Перуджино и многие другие.

Главные дворцы и площади Флоренции

Экскурсии по городу нужно начинать с самого сердца Флоренции – площадь Синьории (Piazza Signoria) с величественным Старым дворцом (Palazzo Vecchio), со скульптурной галереей Лоджия Ланци (Loggia dei Lanzi), с Galleria degli Uffizzi, с Вазарианским коридором и статуей Давида и Голиафа.

Что посмотреть в Palazzo Vecchio

Старый Дворец во Флоренции был спроектирован в 1299 и построен на месте разрушенного римского форума. В здании дворца находится музей с многочисленными салонами, залами и частными апартаментами. Самым интересным и величественным считается Il Salone del Cinquecento (Салон пятисот). Имеет большую культурную ценность благодаря работам Микеланджело, Вазари и Бандинелли. Был построен для заседаний совета Флорентийской Республики, который насчитывал пятьсот членов (отсюда и название).

На втором этаже заслуживают большого внимания два зала – зал Лилий (Sala dei Gigli) и зал географических карт (Sala delle Mappe Geografiche), с находящимся в нем самым большим глобусом «Mappa Mundi» и античным шкафом, в котором хранились секретные материалы и карты.

Самое высокое место замка — башня Арнольфо имеет высоту 95 метров и те, кто осилит 406 ступенек для того, чтобы подняться на самую вершину, могут полюбоваться захватывающейся и неповторимой картиной города красных крыш. На этой высоте есть один маленький каземат, в котором провел свои последние дни Савонарола – доминиканский приор, сжегший 1947 году на костре «тщеславия» множественные произведения искусства и книги, которые считал греховными. Впоследствии был признан еретиком и сожжен на площади Синьории перед дворцом, через год после описываемых событий.

Музей Palazzo Vecchio работает в таком порядке:

с октября по декабрь с 9.00 до 19.00; остальные шесть месяцев – с 9.00 до 24.00;

в четверг — с 9.00 до 14.00;

башню Арнольфа можно посетить с 1.04 по 30.09 с 9.00 до 21.00;
в четверг – до 14.00.

«Galleria degli Uffizzi» — музей с мировой известностью

«Galleria degli Uffizzi» — символ города Флоренции, Тосканы и Италии, вмещает в себя многочисленные шедевры мировой живописи и скульптуры. Самые известные работы итальянских мастеров, которые можно посмотреть:

Боттичелли – «Весна и рождение Венеры»; Тициан – «Венера из Урбина»; Также картины Массаччио, Караваджо, Рембранда, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Музей посещают около 2 000 000 человек ежегодно и в нем насчитывается более 45 залов с предметами искусства разных эпох.

Часы работы: 8.15 – 18.50, понедельник выходной. Закрыт также в такие дни: 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Вазарианский коридор – секретный переход семьи Медичи

Из Галереи Уфицци можно попасть во дворец Питти (Palazzo Pitti) не выходя из здания благодаря переходу, который спроектировал архитектор Вазари в 1565 году. Этот коридор соединяет Старый дворец, где находился Совет Флорентийской Республики с резиденцией Медичи, правителей Тосканы – дворец Питти. Коридор нужен был для быстрого передвижения с одного места в другое и для безопасности правителя и его семьи.

Коридор длинной всего 1 километр, но проходит он через некоторые пункты исторического центра города, через Старый Мост (Ponte Vecchio) практически по головам прохожих. При этом Медичи могли наблюдать за всем, что делается снаружи через маленькие окошки, находящиеся по всей длине коридора. Часть коридора проходит также по зданию церкви Santa Felicita, с которого Медичи слушали мессу. Заканчивается современная экскурсия в Grotta del Buontalenti в парке Боболи при дворце Питти.

Посетить этот коридор достаточно сложное дело – необходимо заказывать экскурсию за много времени вперед, группы набирают очень маленькие и открыт для экскурсий непродолжительное время в году.

Церкви, которые не оставят вас равнодушными

Duomo Santa Maria del Fiore

Самой величественной церковью во Флоренции является Кафедральный собор Santa Maria del Fiore, пятый по величине европейский собор и второй итальянский. Начало строительства – 8 сентября 1296, конец строительства – 1436 году. Освящение его состоялось 25 марта 1436. Собор построен в готическом и неоготическом стилях, имеет площадь 8300 кв. метров, вмещает 30 тысяч человек. Снаружи отделан мрамором в такой цветовой гамме: белый, зеленый и розовый, добытые в итальянских шахтах Тосканы и близлежащих регионов. Церковь открыта для посещений каждый день, вход бесплатный.

Купол Брунеллески

Собор имеет купол, спроектированный архитектором Брунеллески, строительство которого закончилось в 1434 году. Характеристики купола: форма – восьмигранник, ширина – 45 метров, высота – 114 метров. Чтобы подняться на самую верхнюю террасу, нужно преодолеть 463 ступеньки, при этом открывается прекрасный вид на внутреннюю роспись – фрески «Страшный суд». Это самая масштабная роспись за всю историю человечества – 3 600 кв. метров! Подняться на башню можно будние дни с 8.30 до 19.00, в субботу – с 8.30 до 17.40. Цена билета 10 евро.

Battistero di San Giovanni

Баптистерий Святого Иоанна Крестителя расположен напротив Кафедрального Собора и имеет большую историческую и культурную ценность. Был построен на месте римского храма Бога Марса. Первые упоминания о сооружении датируются 897 годом, в те далекие времена это был главный храм Флоренции. В XII веке меняется его назначение – в нем начинают проводить обряд крещения. Само здание выполнено в форме восьмигранника с восьмигранным пирамидальным куполом. Внутренняя облицовка оформлена мрамором зеленого, белого и розового цветов. Историческую и культурную ценность представляют три двери баптистерия:

на южной двери находятся 28 панелей, рассказывающих о жизни Иоанна Крестителя; северная дверь на 28 панелях показывает жизнь и страсти Христовы, взятые из Нового Завета; восточная дверь, или Врата в рай на 10 панелях показывает сцены из Старого Завета.

Внутри купол баптистерия украшен разноцветной мозаикой XII века, а пол выложен из мрамора с геометрическими мотивами и зодиакальными знаками.

Музей автора «Божественной комедии»

Еще один символ Тосканы – домик, где родился и рос автор «Божественной комедии» великий итальянский поэт Данте Алигьери. В здание всего три этажа – на первом расположены документы, свидетельствующие о рождении Данте, его крещении и жизни во Флоренции. На втором этаже можно посмотреть документы, рассказывающие о жизни изгнанного поэта в городе Равенна, далеко от Тосканы, вплоть до его смерти (1321 г.). На третьем этаже представлены репродукции всех работ поэта, реализованные такими известными личностями: Микеланджело, Джиотто, Рафаэлем, Синьорелии.

Рядом с домом Данте находится церковь Santa Margherita dei Cerchi, где итальянский поэт встречает свою единственную любовь – Беатриче Портинари, музу «Божественной комедии», и которой посвящает лирические рассказы «Новая жизнь». Гробница Беатриче находится в здании этой церкви, ставшая символом и местом поклонения всех влюбленных.