Парма один из самых посещаемых городов Италии. Расположенная на севере страны, она защищена от зимнего холода горными хребтами. Своеобразный мягкий климат делает комфортным пребывание здесь в любое время года. И даже осенние дождики не отпугивают огромное количество туристов. Тем более что в октябре в Парме проходит знаменитый на весь мир фестиваль Верди. Благодаря знаменитому земляку город считается музыкальной столицей Италии. А Стендаль сделал известным его имя. Хотя здесь есть свое «но». Фантазия автора связала главного героя романа «Пармская обитель» с Пармой. Именно в здешний монастырь удаляется по сюжету Фабрицио. И не более. Так что на звание прообраза претендуют сразу три аналогичных аббатства в Италии. По описанию они подходят больше, чем картезианский монастырь в Парме. Но его тоже стоит посмотреть.

Количество достопримечательностей в этом городе таково, что он не нуждается в особой рекламе. Расположен удобно для туристов, приезжающих в северную Италию: как раз по пути в Милан, Модену, Болонью, Пьяченцу. Здесь пересекаются и автомобильные трассы, и железнодорожные ветки. Но даже попавшие «по пути» туристы надолго задерживаются здесь, увлеченные осмотром необыкновенных и разнообразных достопримечательностей города.

Жемчужина романской архитектуры

Из всего многообразия достопримечательностей Пармы в первую очередь стоит познакомиться с Дуомской площадью, каждое сооружение которой — шедевр, достойный внимания. В ансамбле доминирует Кафедральный собор. Внешне он аскетичен и прост. У портала центрального входа возлежат львы, составляющие единственную деталь украшения фасада. Треугольный фронтон венчает портал. Над ним — арочные узкие окна, «слепые» лоджии, перемежающиеся коринфскими колоннами. Все очень лаконично, без излишеств отделки и декора. Тем не менее собор Санта-Мария-Ассунта (или Успения Пресвятой Богородицы) производит впечатление монументальности, строгой красоты. Но самые восторженные отзывы вызывает интерьер. Традиционное для многих итальянских соборов трехнефное пространство разделено многогранными колоннами. На стенах — фрески XVI века. Каждая из них по-своему прекрасна. Сюжеты на библейские темы воплощены талантливо и живо. Ажурная резьба деревянной кафедры, ценные религиозные реликвии, аллегорические фигуры — все заслуживает высокой оценки. Но самый потрясающий эффект оказывает фреска на куполе. «Вознесение Богородицы», рожденное гением Корреджо, разрушает границы пространства. Создает иллюзию воплощенной бесконечности. Чем дольше смотришь, тем дальше, кажется, проникает взгляд. Из этой бесконечности Христос протягивает руку своей Матери, возносящейся на небеса. Клубящиеся облака, обнаженные фигуры словно закручиваются божественным вихрем. Создается впечатление спирального кружения, в котором рушатся грани материального. Это произведение в свое время вызвало немало споров. Разных, но всегда яростных оценок. Сила воздействия — первый показатель гениальности творения…

Примыкает к собору четырехъярусная готическая колокольня, на вершине которой — позолоченная фигура Ангела. Высота сооружения — 63 метра. Завершает ансамбль площади здание Баптистерия. Его уникальность во внешней отделке из розового мрамора. В зависимости от освещенности это сооружение постоянно меняет оттенки цвета и всегда выглядит по-новому. А еще это самый большой баптистерий во всей Италии.

Музыкальная столица Италии

Парма заслуженно признана самым музыкальным городом страны. С ней связаны имена Джузеппе Верди, Николо Паганини, Артуро Тосканини. Наиболее престижная консерватория Италии им. Арриго Бойто тоже находится здесь. Как и Дом звука — музей, в котором собраны устройства связи и воспроизведения звука. Это и граммофоны, каких мало где встретишь в наше время, и самые современные mp3-устройства.
В октябре в город приезжают многочисленные поклонники классической музыки и творчества Верди. В это время здесь проходит знаменитый фестиваль его имени.

В городе есть даже «Клуб 27-ми», в который входят именитые почитатели творчества великого композитора. Почему 27-ми? По количеству опер, сочиненных великим Маэстро. В Доме-музее знаменитого дирижера и интерпретатора Тосканини представлены экспозиции, посвященные творчеству не только Верди, но и Вагнера.
Была во времена средневековья у вельможных бездельников популярная игра в мяч — пелотта. Так она им нравилась, что даже дворец, во внутренних двориках которого они играли, назвали Палаццо-делла-Пилотта. Знаменит дворец своеобразной архитектурой, планировкой внутренних помещений со множеством лабиринтов, переходов. Несмотря на солидный возраст — более 400 лет, здание прекрасно сохранилось и полноценно функционирует. Только играют здесь не в пелотту. А в прекрасном театре Фарнезе. Им гордиться вся Италия! Отличная вместительная сцена, возможность многоплановости, роскошный амфитеатр, зал для 4000 зрителей. Стены зала украшают пилястры, колонны, балюстрады, скульптуры. Настоящая роскошь! Играть на сцене театра — честь для любого актера. Как честь для каждого музыканта — выступить в Концертном зале города им. Николо Паганини, в Королевском театре.

Пармские «фишки»

Богатства Пармы не ограничиваются архитектурными, историческими и художественными достопримечательностями. Есть у нее свои «фишки». Например, пармские фиалки. Необыкновенность их запаха официально задокументирована в 1755 году. Монахи монастыря Благовещенья смогли создать эссенцию, воспроизводящую запах этого цветка. Герцогиня Мария-Луиза Австрийская, открывшая и оценившая их аромат, лично высаживала фиалки в саду. И специально для этого создала Ботанический сад — еще одну достопримечательность города.
Любители авангардного, концептуального искусства тоже найдут что здесь посмотреть. Например, Герберт Баглионе, художник из Бразилии, превратил в арт-объект заброшенную психиатрическую больницу в Парме, пополнив тем самым количество достопримечательностей Италии. Рожденные его воображением фантазии и ужасы прежних обитателей лечебного заведения, воссоздают странную атмосферу мистицизма и ужаса. Или просто интереса — в зависимости от ожидания.

Парма на карте Италии