Во второй половине 20-го века перед железнодорожным транспортом появляется сложная задача. Возникает вопрос есть ли будущее для железных дорог, когда воздушный транспорт становится все более доступным и недорогим. Кажется, что перед железнодорожным транспортом нет больших перспектив. В городах автомобили стали доступными для всех. Для более коротких расстояний у них не было конкуренции.

Для более далеких мест важную роль играли более регулярные воздушные рейсы. Перемена произошла в 1964 году, когда 1 октября был введен в движение первый высокоскоростной поезд Синкансен между городами Токио и Осака. Он достиг скорости 200 км/ч, что для тех времен было что-то феноменальное! Это было началом новой эры в мире поездов. После первоначального успеха последовали многоразовые модернизации поездов, чтобы позволить развитие к более высоким скоростям.

В годах все больше городов по всему миру связываются друг с другом таким образом. Сегодня высокоскоростные линии проходят между городами Лондон и Париж-Ла-Манш, также и Париж с Средиземным морем. Страны как Италия, Испания, Германия и многие другие в настоящее время модернизируют и удлиняют свои высокоскоростные линии. Похожая высокоскоростная связь построена в России между Москвой и Санкт-Петербургом, в Китае между Шанхаем и Ханчжоу, в США между Бостоном и Вашингтоном, в Южной Африке и др. Между тем с развитием новых технологий увеличивается и скорость движения — от 200 км/ч в 1964 году до 581 км/ч в 2007 году. Такая скорость позволяет чтобы поезда успешно конкурировали с самолетами. Высокоскоростные поезда имеют огромное положительное воздействие на туризм, особенно во Франции и Японии, где самые быстрые поезда.

Перспективы на будущее очень высокие. Предполагается, что все крупные города в Европе будут связаны высокоскоростной линией. Подобные проекты существуют и в США. Там высокоскоростная связь из Бостона через Нью-Йорк в Вашингтон серьезно конкурирует самолетные перевозки. И с учетом задержки в аэропортах, которые практически неизбежны, оказывается, что поезда не имеют себе равных в этом регионе. Поскольку самолеты очень серьезный загрязнитель воздуха, скорее всего они будут пользоваться только для направлений, расположенный через океан, к которым нельзя достичь по-другому.

Сегодня наиболее известными являются французские поезда TGV и японские Shinkansen (Синкансен). Эти две страны поддерживают долгие годы бесспорное лидерство в этой области. Французские поддерживают более высокую среднюю скорость, а японским принадлежит мировой рекорд 581 км/ч на прямой путь. Эти поезда не имеют колес — они передвигаются на магнитной ленте, а трассу, по которой проходят, обезопасится, поскольку сверхвысокая скорость может быть опасной для находящихся вблизи людей или животных. Когда высокоскоростной поезд останавливается, его корпус обливается водой, как это делается на самолетах. Причина снова высокая скорость. Несмотря на аэродинамическую форму этих поездов, скорость создает очень большое трение с воздухом и этим образом перевозное средство нагревается.